Богемная классика: свадьба Александра и Марии

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

  • Хочу замуж (164)
  • Гитара (8)
  • Анекдот (27)
  • Бабушка. Дедушка (68)
  • Война (418)
  • Дети (611)
  • Душевно о главном (84)
  • Живопись (1389)
  • Здоровье (570)
  • Интересное (621)
  • История (2870)
  • Кино. Театр (247)
  • Компьютерная грамотность (64)
  • Красота (214)
  • Лицо (17)
  • Волосы (4)
  • Крым (5484)
  • Ай — Петри (52)
  • Ак — Кая (Белая скала) (19)
  • Алупка (86)
  • Алушта (86)
  • Армянск (11)
  • Артек (38)
  • Байдары (35)
  • Бакла (8)
  • Балаклава (117)
  • Бахчисарай (1093)
  • Белогорск (Карасубазар) (42)
  • Бисерный храм (9)
  • Гаспра (7)
  • Греки Крыма (68)
  • Гурзуф (100)
  • Дворцы и усадьбы Крыма (150)
  • Демерджи (17)
  • Джанкой (37)
  • Евпатория (99)
  • Евреи Крыма (26)
  • Животные Крыма (15)
  • Жилье у моря в Крыму (10)
  • Известные люди в Крыму (334)
  • Ильяс — Кая (6)
  • Инкерман (53)
  • История Крыма (2214)
  • Исход. Крым (37)
  • Караимы Крыма (99)
  • Кацивели (4)
  • Качи — Кальон (25)
  • Керчь (111)
  • Кино, театр в Крыму (21)
  • Книги о Крыме (146)
  • Коктебель (39)
  • Кореиз (15)
  • Кофейни Крыма (18)
  • Крым — времена года (13)
  • Крым в живописи (463)
  • Крым. Истории любви (11)
  • Крым. Разное (203)
  • Крым. Ретро — фото (1060)
  • Крым. Референдум. До и после (126)
  • Крымская война 1853 — 1856 гг. (96)
  • Крымские художники (56)
  • Крымско — татарская кухня (15)
  • Кучук — Ламбат (5)
  • Лаванда (20)
  • Лаки (5)
  • Легенды Крыма (47)
  • Ливадия (81)
  • Максимова дача (10)
  • Мангуп — Кале (47)
  • Массандра (15)
  • Места силы Крыма (33)
  • Мисхор (11)
  • Мой сад (37)
  • На автомобиле по Крыму (57)
  • Научный (Обсерватория) (7)
  • Недвижимость в Крыму (11)
  • Немцы Крыма (28)
  • Никитский ботанический сад (13)
  • Новый Свет (18)
  • Ореанда (17)
  • Отдых в Крыму. Жильё в Крыму у моря (24)
  • Партенит (20)
  • Песни о Крыме (11)
  • Пляжи Крыма (33)
  • Растения Крыма (128)
  • Романовы в Крыму (69)
  • Саки (16)
  • Севастополь (1012)
  • Села Крыма (325)
  • Симеиз (39)
  • Симферополь (288)
  • Соколиное (Коккозы) (19)
  • Старый Крым (38)
  • Стихи о Крыме (134)
  • Судак (56)
  • Суук — Су (7)
  • Тайны Крыма (145)
  • Тепе — Кермен (21)
  • Успенский монастырь (35)
  • Феодосия (140)
  • Фиолент (45)
  • Форос (31)
  • Фото — художники о Крыме (14)
  • Ханские дворцы (103)
  • Херсонес (39)
  • Храм Донаторов (3)
  • Чуфут — Кале (95)
  • Швейцарцы Крыма (4)
  • Шокирующий Крым (40)
  • Экскурсии в Крыму (127)
  • Эски — Кермен (22)
  • Юмор.Крым (36)
  • Ялта (290)
  • Крымские татары (720)
  • Любовь. Любовная лирика (680)
  • Мифы об Украине (4)
  • Море. Пляж (74)
  • Мужчина. Женщина (264)
  • Музыка (498)
  • Непознанное (199)
  • О, женщина! (25)
  • Полезные советы (447)
  • Психология (528)
  • Рецепты (346)
  • Россия (3250)
  • Муром (6)
  • Приднестровье. Тирасполь (41)
  • Романовы (85)
  • Россия в мемуарах (40)
  • Сахалин (31)
  • Семья (699)
  • Соционика (1)
  • СССР (915)
  • Старые фотографии (1277)
  • Стихи (489)
  • Стройнею (127)
  • Украина (2212)
  • Частушки (31)
  • Шитьё (513)
  • Выкройки и моделирование (192)
  • Вышивка (3)
  • Идеи. Советы дизайнеров (59)
  • Переделка одежды (42)
  • Сумки и др. (14)
  • Технология шитья (36)
  • Школа (211)
  • Юмор (1172)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Ливадия. 1891 год. Серебряная свадьба императора Александра III и императрицы Марии Федоровны

Ливадия. 1891 год. Серебряная свадьба императора Александра III и императрицы Марии Федоровны

Серебряная свадьба императора Александра III и императрицы Марии Федоровны отмечалась в Ливадии осенью 1891 г. в кругу родных. На юбилей были приглашены все русские великие князья и княгини и родственники со стороны императрицы Марии Федоровны из Дании. В подарок по заказу родственников царской четы фирма К. Фаберже изготовила большие серебряные каминные часы.

Император Александр III и императрица Мария Федоровна в окружении членов императорской семьи в дни празднования серебряной свадьбы. Ливадия 1891 г.

На фотографии изображены (слева направо):

В верхнем ряду стоят: неизвестный; великий князь Николай Николаевич Младший (1856–1929). В среднем ряду стоят: неизвестный; неизвестный; великий князь Константин Константинович (1858–1915); королева Эллинов Ольга Константиновна (1851–1926); цесаревич Николай Александрович (1868–1918); великий князь Владимир Александрович (1847–1909); князь Александр Петрович Ольденбургский (1844–1932); великий князь Дмитрий Константинович (1860–1919); принц Петр Александрович Ольденбургский (1868–1924); Георгий Максимилианович Романовский, герцог Лейхтенбергский (1852–1912). В нижнем ряду сидят на стульях: великая княгиня Ксения Александровна (1875–1960); великая княгиня Мария Павловна (1854–1920); великая княгиня Елена Владимировна (1882–1957), великая княгиня Александра Иосифовна (1830–1911); императрица Мария Федоровна (1847–1928); император Александр III (1845–1894); великий князь Михаил Николаевич (1832–1909); великий князь
Павел Александрович (1860–1919). В нижнем ряду сидят на полу: великий князь Андрей Владимирович (1879–1856); великий князь Михаил Александрович (1878–1918); великий князь Кирилл Владимирович (1876–1938); великий князь Борис Владимирович (1877–1943).

*Фотография. Франция, Париж, фотоателье «De Jongh Freres». 1891 г.
Размер фотографии 165 х 230 мм, паспарту 220 х 285 мм
В правом нижнем углу штамп ателье: «DE JONGH FRERES/ NEUILLY–PARIS».
На оборотной стороне паспарту – штамп магазина «Дациаро» в Санкт-Петербурге и Москве.

Свадебная невеста 2019

Свадьба начинается здесь

Богемная история

Яркие цвета, этнические мотивы и дух вечной свободы — все это о стиле Бохо! Недаром богемные настроения захватили свадебный мир и завладели сердцами невест. Кадры из сегодняшней стилизованной съемки воплощают в себе настроение Бохо: сочные краски, удивительная «арка» в виде шатра, разрисованные пряники… А колоритные образы молодоженов вызывают бурный восторг — лично я просто влюбилась в стиль жениха!

От фотографа:

«Стиль бохо отрицает все классическое и вычурное. Поэтому вместо привычного застолья зону обеда устроили прямо на полу: постелили пестрый ковер, набросали мягкие подушки, а столом послужили крашеные деревянные палеты. Флористика для этой съемки сочетала полевые цветы с экзотическими — обратите внимание на яркую композицию в рогах оленя. А связующим элементом в декоре стали перья, которые присутствуют на «ловцах снов», украшениях и даже в татуировках. Образ невесты — легкий и удобный: бордовые локоны, тика в волосах, яркий букет — все это соединяет черты богемного стиля и эстетику эпохи хиппи. Образ жениха тоже важно было сделать не классическим, а необычным, стильным: за это отвечали аксессуары в виде шляпы и трубки.»

Над съемкой работали:
Фотограф Анна Емельянова
Концепция, декор, флористика, полиграфия Горько
MUAH, тика для невесты Анна Мелостная
Будуарное платье Wild romantic
Платье невесты Voronovadress
Печенье Виктория Сафонова
Модели Кристина Макеич и Олег Ахунзянов

Неприлично дорогие свадьбы олигархов и их детей

1. Самая космическая

Где и когда: курортный отель Radisson Blu в Завидово Тверской области, последние выходные февраля

Невеста: 25-летняя Алина Моносова, дочь вице-президента финансовой корпорации «Система» Леонида Моносова

Жених: бизнесмен-ровесник Павел Калтурин, любитель корпоративного спорта (играет в мини-футбольной команде «Газпром ПХГ»), сын владельца компании «Профессиональные и торговые автоматы» Владимира Калтурина

Детали: для феерии под названием Planet of PandA («Планета Павла и Алины») банкетный зал и холл высотой в 4 этажа оформили в виде вселенной, с бутафорскими планетами и россыпью звезд. В одной из сфер молодожены после церемонии парили в воздухе вместе с акробатами.

Читать еще:  Атласное платье на свадьбу: 100 красивых и стильных фото современных фасонов

Даже ведущие были «не от мира сего» – Мужчина-Солнце и Женщина-Луна.

Банкетный зал представлял собой «космический лес», напоминающий заповедные кущи из фильма «Аватар».

Шоу: помимо всех этих космических стыковок-расстыковок, гостей развлекали Доминик Джокер, Полина Гагарина и группа «Ленинград». Один только хит Шнурова про «лабутены», учитывая бешеную популярность, стоил хозяевам торжества 70 тысяч евро. В целом певцов обогатили на 10 миллионов рублей.

Отдельного упоминания стоят «инопланетный» свадебный торт и фантастический фейерверк.

Счет: больше 60 млн рублей без учета гонораров звездам

2. Самая кутюрная

Где и когда: французский Прованс, август 2015-го

Невеста: 29-летняя московская галеристка Мария Байбакова, дочь президента компании «Онэксим девелопмент» и крупнейшего в мире коллекционера произведений искусства Олега Байбакова (на фото ведет дочь к алтарю)

Жених: 30-летний французский финансист Адриен Фор

Детали: «символическое» торжество для родных и друзей (официальная регистрация состоялась за пару месяцев до этого) организовали в люксовом ресторане L’Oustau de Baumanière. Как написал Vogue, «четыре кутюрных платья, триста гостей и виды на Прованс сложились в один потрясающий праздник, который длился три дня подряд».

Невеста мечтала о платье Valentino, Chanel или Dior, но в этих модных домах ей не смогли предложить настоящего эксклюзива, отвечавшего ее запросам. Положение спас итальянский кутюрье Джамбаттиста Валли: он сшил и подвенечное платье из 300 метров воздушного тюля разных оттенков, от белого до кремового, и платье-бюстье для первого танца (на фото ниже). Еще два уникальных наряда изготовили модные московские дизайнеры.

Напомним, Мария Байбакова ранее прославилась как автор «крепостнической» статьи в Tatler о том, как нужно обращаться с прислугой. В частности, она советовала не пускать персонал через парадный вход и не сажать за господский стол, но больше всего интернет-публику возмутила рекомендация не кричать на прислугу – потому что «бурные эмоции мы должны открыто выражать только по отношению к равным». Не понятая народом Байбакова (чьи советы, кстати, по большей части разумны и применимы к обычным отношениям между начальниками и подчиненными), принесла в итоге какие-то нелепые извинения.

3. Самая представительная

Где и когда: подмосковный гольф-клуб «Сколково», июнь 2015-го

Невеста: 18-летняя Мария Чигиринская, дочь крупного инвестора Александра Чигиринского и племянница строительного магнтата Шалвы Чигиринского

Жених: Семен Крутир, сын московского бизнесмена Аркадия Крутира

Детали: молодых поженили по всем традициям еврейского общества с участием главного раввина России Берл Лазара. Платье невесты от ливанского дизайнера Зухаира Мурада стоило, по разным оценкам, от 1 до 15 миллионов рублей. В шатрах на открытом воздухе кутили более 800 гостей – сплошь миллиардеры и знаменитости, от Абрамовича и Мамута до Юдашкина и Крутого. Затесался в эту тусовку и экс-губернатор Кубани, а ныне министр сельского хозяйства Александр Ткачев.

Шоу: роль тамады поделили между собой телеведущие Максим Галкин и Виктория Лопырёва, а звезды местного масштаба – Тамара Гвердцители, Филипп Киркоров, Леонид Агутин и Анжелика Варум – разогрели публику к выходу главной приглашенной звезды – американского хипхопера Баста Раймса.

Счет: по скромным оценкам, 30 млн рублей плюс 20 млн на гонорары артистам и ведущим.

Где и когда: Москва, дворец-ресторан «Сафиса» у Воробевых гор, 26 марта 2016 г.

Жених: 28-летний Саид Гуцериев, сын Михаила Гуцериева – нефтяного и финансового магнтата, владельца крупной недвижимости и восьми радиостанций, а также автора массы эстрадных хитов, исполняемых целой когортой звезд, от Киркорова до Кобзона

Невеста: 19-летняя Хадижа Ужахова, студентка стоматологического вуза

Детали: невесте пришлось вытерпеть настоящую пытку роскошью – если верить СМИ, уникальное платье от ливанского дизайнера Эли Сааба весило 25 килограммов! Ценник был не менее увесистый: то ли 1 млн, то ли 25 млн рублей. И почти полмиллиарда, по данным телеканала РЕН ТВ, стоила бриллиантовая диадема.

Каждой гостившей семье (всего было около 600 человек) подарили по малахитовой шкатулке в каркасе из чистого золота. Эти сувениры обошлись хозяевам еще в 50 млн рублей. На этом фоне «приятный пустячок» – двухметровый свадебный торт.

Шоу: VIP-публику во дворце, снаружи и изнутри украшенном гирляндами живых цветов и оцепленном по периметру охраной с автоматами, развлекали Дженнифер Лопес, Стинг, Энрике Иглесиас, Патрисия Каас. Под конец торжества молодоженам спела Алла Пугачева. Журналисты узнали, что ее расценки были самыми скромными – 300 тысяч евро за пару песен. Иглесиас взял 500 тысяч евро, Джей Ло – 1 миллион и Стинг – 1,5 миллиона.

Блогеры потешаются: мол, Лопес нарядилась в платье «из остатков невестиного».

Кстати, после свадьбы американская певица прошлась по самым роскошным бутикам столицы, оставив там 2,5 миллиона рублей (из 75-ти, полученных за выступление). Купила, среди прочего, шесть пар «лабутенов».

Счет: в целом, как отмечают кавказские порталы, свадьба Гуцериевых обошлась дороже бюджета их малой родины Ингушетии (за январь-февраль республика потратила около 2 млрд рублей).

Причем московское торжество было только началом – говорят, свадьба продолжится в Лондоне, где молодым и их друзьям споют Бейонсе и Элтон Джон. Да и вообще, праздновать будут дней 10, после чего новую ячейку российского общества ждет незабываемый медовый месяц.

Но и это еще не предел.

5. Самая дорогая в мире русская свадьба

Где и когда: Лазурный берег, сентябрь 2005-го

Жених и невеста: владелец МДМ-Банка (на тот момент), будущий крупный энергопромышленник Андрей Мельниченко и бывшая «Мисс Югославия» Александра Кокотович

Детали: за 10 лет об этой свадьбе успели сложить столько легенд, что теперь уже не отличить правду от вымысла. Мы можем лишь перечислить главные факты, до сих пор мелькающие в прессе:

— специально к свадьбе Мельниченко приобрел несколько больших участков мысе Антиб – там теперь красуется летняя резиденция миллиардерской четы;

— венчание состоялось в старинной русской часовне, которую якобы демонтировали в Подмосковье, перевезли во Францию и потом вернули обратно (по данным Tatler, это была все-таки лишь копия часовни, возведенная по заказу олигарха);

— для 300 гостей были заказаны частные самолеты и пятизвездочный отель в Каннах, в номерах которого женщин ждали вечерние платья, а мужчин – смокинги Armani («чтобы избавить близких людей от лишних трат»);

— невеста сменила четыре белых платья, продуманных личным дизайнером британской королевской семьи, но главный подвенечный наряд сшила популярный американский свадебный модельер Вера Вонг;

— одним из подарков жениха избраннице была бриллиантовая диадема из музея Van Cleef & Arpels, изготовленная по заказу самой Грейс Келли.

Шоу: высшее общество развлекали Уитни Хьюстон, отец и сын Хулио и Энрике Иглесиасы, Кристина Агилера (только она будто бы получила 3,6 млн долларов за три исполненных хита), плюс 200 цирковых артистов. Французские источники утверждали (конечно, без доказательств), что торжество посетил сам Владимир Путин, но быстро уехал, пропустив ночной бал-маскарад, на котором все гости были наряжены в прозрачные костюмы под «медуз».

Читать еще:  Необычные невесты: 100 оригинальных идей для фото

Счет: 35-40 млн долларов. Для сравнения: примерно столько же стоила в 2011 году свадьба будущего наследника британской короны принца Уильяма и Кейт Миддлтон.

grace_grimaldi

lizzy_darcy

Автор — Софи_Марссо. Это цитата этого сообщения
Венчание и свадебные традиции в царской семье. Часть 3

Наступала пора обряда венчания. Поскольку это событие, как правило, занимало целый день, то обряд венчания, в свою очередь, распадался на несколько составляющих. Важной частью этого обряда была церемония одевания невесты, которая проходила на половине императрицы в одном из парадных залов Зимнего дворца.

Эта древняя русская традиция успешно перешла из теремов Московского царства в имперские гостиные. На протяжении всего XVIII в. российские императрицы торжественно одевали ближайшую родню, но и невест из своего ближайшего окружения. При этом невестам «как родным» из Бриллиантовой кладовой выдавались коронные бриллианты.

свадьба княжны Елены Владимировны в 1902 г

племянница Александра III, дочь его брата Владимира, Великая княжна Елена вышла замуж

за третьего сына греческого короля Георгиоса I – принца Николая.

До пожара Зимнего дворца 1837 г. эта церемония проходила в Бриллиантовой комнате, включенной сначала в перечень покоев Екатерины II, а затем императрицы Марии Федоровны. Именно там одевали жену Николая I – Александру Федоровну в 1817 г. Именно во время процедуры одевания бедненькие немецкие принцессы впервые одевали на себя столько драгоценностей, сколько они не видели за всю свою жизнь. Александра Федоровна вспоминала, что накануне свадьбы, которую приурочили ко дню ее рождения – 1 июля 1817 г., она «получила прекрасные подарки, жемчуг, брильянты; меня все это занимало. Так как я не носила ни одного брильянта в Берлине, где отец воспитывал нас с редкой простотой. …Мне надели на голову корону и, кроме того, бесчисленное множество крупных коронных украшений, под тяжестью которых я была едва жива».

бывшая немецкая принцесса , а после замужества Великая княгиня Елизавета Федоровна,

сестра императрицы Александры Федоровны в придворном платье

и ее фрейлина Фафка Лобанова — Ростовская

Возможно в таких нарядах они присутствовали на свадебных

торжествах своих родственников

Камер-юнгфера императрицы Марии Александровны также описала свадебный обряд одевания невесты, состоявшийся в 1841 г.: «…При одевании невестой венчального туалета присутствовали статс-дамы и фрейлины. Белый сарафан ее был богато вышит серебром и разукрашен бриллиантами. Через плечо лежала красная лента; пунцовая бархатная мантия, подбитая белым атласом и обшитая горностаем, была прикреплена на плечах. На голове бриллиантовая диадема, серьги, ожерелье, браслеты – бриллиантовые. В сопровождении своего штата великая княжна пришла в комнаты императрицы, где ей надели бриллиантовую корону».

Об этой же церемонии спустя многие годы вспоминала одна из дочерей Николая I: «Утром была обедня, в час дня официальный обряд одевания невесты к венцу в присутствии всей семьи, вновь назначенных придворных дам и трех фрейлин. Мари была причесана так, что два длинных локона спадали с обеих сторон лица, на голову ей надели малую корону-диадему из бриллиантов и жемчужных подвесок – под ней прикреплена вуаль из кружев, которая свисала ниже плеч. Каждая из нас, сестер, должна была подать булавку, чтобы прикрепить ее, затем на нее была наброшена и скреплена на плече золотой булавкой пурпурная, отороченная горностаем мантия, такая тяжелая, что ее должны были держать пять камергеров. Под конец Мама еще прикрепила под вуалью маленький букетик из мирт и флердоранжа. Мари выглядела большой и величественной в своем наряде, и выражение торжественной серьезности на ее детском личике прекрасно гармонировало с красотой ее фигуры».

бывшая немецкая принцесса, а в замужестве княгиня Виктория Федоровна — кузина

императрицы Александры Федоровны в придворном платье, шитом серебром и в драгоценностях

Невесты, как и все невесты, выглядели, конечно, ослепительно. Тем более что вся инфраструктура Министерства двора несколько недель «работала» на этот блеск. В октябре 1866 г. во время бракосочетания цесаревича Александра и датской принцессы Дагмар высоконареченная невеста была в сарафане из серебряной парчи и в малиновой бархатной мантии, обшитой горностаем, и имела на голове корону, блиставшую бриллиантами.

О неизменности этой традиции говорят и воспоминания великого князя Александра Михайловича, который, описывая церемонию одевания своей жены Ксении Александровны в 1894 г., упоминал, что «за обрядом одевания невесты наблюдала сама Государыня при участи наиболее заслуженных статс-дам и фрейлин. Волосы Ксении были положены длинными локонами, и на голове укреплена очень сложным способом драгоценная корона. Я помню, что она была одета в такое же серебряное платье, что и моя сестра Анастасия Михайловна и как все Великие Княжны в день их венчания. Я помню также бриллиантовую корону на ее голове, несколько рядов жемчуга вокруг шеи и несколько бриллиантовых украшений на ее груди».

Князь императорской крови Гавриил Константинович описывал церемонию одевания невесты в Малахитовом зале Зимнего дворца в 1902 г. следующим образом: «Невеста сидела за туалетным столом, на котором стоял золотой туалетный прибор Императрицы Елизаветы Петровны. Этот прибор всегда ставился на туалетный стол, за которым причесывались перед свадьбой великие княжны и принцессы, выходящие замуж. Вообще же он хранился в Эрмитаже. Невесте прикрепляли корону и букли. После революции 1917 года эту корону купил ювелир Картье, проживающий в Нью-Йорке.

великая княжна Анастасия Михайловна — племянница Александра II,

дочь его брата Михаила в придворном платье

( в замужестве немецкая Герцогиня Мекленбург-Шверинская)

Невеста была в русском парчовом серебряном платье-декольте с большим шлейфом. Ее шею украшало колье из больших бриллиантов. Корсаж ее платья был покрыт бриллиантовыми украшениями. Кроме короны, ей надели бриллиантовую диадему и вуаль из старинных кружев. Корону эту, колье, диадему и бриллианты надевали на великих княжон и принцесс в день свадьбы. Поверх платья невесте накинули малиновую мантию с горностаем. Мантия была очень тяжелая».

Есть еще очень любопытное описание церемонии одевания невесты в Малахитовом зале. Дело в том, что его составила сама невеста. Это была свадьба великой княжны Марии Павловны (Младшей), выходившей замуж за шведского принца в 1908 г.

Поскольку постоянной резиденцией Николая II к этому времени стал Александровский дворец, то эта свадьба проходила в большом соборе Большого Екатерининского дворца в Царском Селе. Из Зимнего дворца туда перевезли все необходимое. Сначала невеста оделась в своей комнате: «После обеда я пошла к себе в комнаты и начала одеваться. Мое батистовое белье, отделанное валансьенскими кружевами, широкие накрахмаленные нижние юбки, туфли и чулки – все это было разложено на постели. Надев все это одно за другим, я облачилась в платье из серебристой ткани, такое жесткое, что, казалось, оно сделано из картона, Парикмахер завил мне волосы». Это, пожалуй, единственный случай, когда невеста упомянула о своем кружевном нижнем белье, украшенном «валансьенскими кружевами». После этого она направилась в комнату, где на нее должны были надеть драгоценности.

Читать еще:  Свадебные новости: сценарий девичника,свадебный фотограф,медовый месяц, платья, прически,макияж

великая княжна Мария Павловна (Младшая) в парадном платье,

выходившая замуж за шведского принца в 1908 г.

Поскольку церемония бракосочетания проходила в Большом Екатерининском дворце, то одевали невесту в одном из ее парадных залов. Но на церемонию одевания невесты из Петербурга привезли непременный «туалетный столик, украшенный кружевами и лентами, а на нем – золотой прибор времен императрицы Елизаветы, дочери Петра Великого». На этом «столике были разложены царские драгоценности, которые должны были надевать великие княжны в день своего бракосочетания.

Среди них, во-первых, была диадема императрицы Екатерины с розовым бриллиантом необыкновенной красоты в центре и небольшая корона из малинового бархата, вся усыпанная бриллиантами; там было ожерелье из крупных бриллиантов, браслеты и серьги в форме вишен, такие тяжелые, что их нужно было прикреплять к золотым ободкам, которые надевались на уши.

Прислужницы начали собирать складками у меня на талии огромный шлейф из серебристой ткани, расшитой рельефными серебряными лилиями и розами. Затем мне пришлось сидеть перед зеркалом, пока старый придворный парикмахер, француз по имени Делькруа, соорудил по обеим сторонам моего лица два длинных локона, которые спадали на мои обнаженные плечи. Затем надел мне диадему.

После этого придворные дамы, жены высокопоставленных чиновников, возглавляемые камер-фрейлиной, накинули мне на голову кружевную вуаль и маленькую корону и прикрепили среди складок веточки флердоранжа. Наконец, они возложили мне на плечи малиновую бархатную мантию с пелериной, отделанную мехом горностая и застегнутую огромной серебряной пряжкой. Кто-то помог мне встать. Я была готова… Я едва могла двигаться».

В этой комнате, среди «своих», Николай II благословил невесту иконой. Мария Павловна с трудом опустилась на колени, и после благословления не смогла подняться сама, настолько тяжелы были «брачные доспехи»: «Император, положив икону на стол, взял меня под локоть и помог мне встать. Затем образовалась свадебная процессия… я следовала позади об руку с императором».

императрица Мария Федоровна в парадном платье

Платье невесты было действительно очень тяжелым. Великий князь Александр Михайлович приводит в воспоминаниях реплику своей молодой жены в день свадьбы (1894 г.): «Я не могу дождаться минуты, когда можно будет освободиться от этого дурацкого платья, – шепотом пожаловалась мне моя молодая жена. – Мне кажется, что оно весит прямо пуды».

После церемонии бракосочетания пришла пора традиционного парадного обеда. И тут раскрепощенная Мария Павловна, дитя уже XX в., сделала то, чего не делала ни одна из невест: «От серег у меня так болели уши, что в середине банкета я сняла их и повесила, к великому изумлению императора, на край стакана с водой, стоявшего передо мной». После завершения обеда Марии Павловне пришлось проделать еще ряд почти акробатических упражнений: «Мой реверанс, когда мы расставались с императором, был особенно глубок, настоящий подвиг, потребовавший удерживать в равновесии диадему, кружевную вуаль и платье из серебряной ткани».

бывшая немецкая принцеса, в замужестве великая княгиня Мария Павловна (старшая), слева

супруга великого князя Владимира Александровича, брата царя Александра III,

первая владелица Владимирской тиары

Наконец, парадная часть свадебных торжеств закончилась и молодых повезли в Александровский дворец, где должна была пройти их первая ночь. Там по традиции их встретила императрица Александра Федоровна с хлебом и солью: «На императрице все еще была большая диадема из жемчуга и бриллиантов и бальное платье из белого муара, украшенное золотой вышивкой… Пришла моя гувернантка, чтобы помочь мне раздеться. Она сняла с меня драгоценности, вуаль и пышный наряд. У меня болела голова, а от веса свадебного платья на плечах остались темно-синие кровоподтеки». В заключение надо добавить, что после свадьбы все коронные бриллианты, украшавшие невесту, были возвращены в Бриллиантовую комнату Зимнего дворца.

Примечательно, что и в императорских дворцах были свои приметы и суеверия. Так, за два дня до свадьбы Николая II камер-фрау императрицы Марии Федоровны Флотова срочно потребовала от хозяйственных служб доставить золотой полуимпериал для высоконареченной невесты Александры Федоровны. Во время церемонии одевания невесты в Малахитовом зале этот золотой полуимпериал положили в туфельку невесты «на счастье». Так что перед алтарем Александра Федоровна стояла с золотой монетой в туфельке. Потом, вплоть до мая 1917 г., эта монета хранилась в кабинете императрицы в Зимнем дворце, и, наверное, только Александра Федоровна и ее муж знали, почему скромный золотой полуимпериал находился на одной полке с такими ювелирными шедеврами, как пасхальные яйца, изготовленными мастерами фирмы К. Фаберже. Кроме монеты купили еще венчальные свечи, за которые уплатили 20 руб. По русской традиции эти венчальные свечи также хранились, как памятные реликвии.

О том, что традиция укладывать золотой полуимпериал в туфельку всех царственных невест, выходивших замуж в России, соблюдалась, свидетельствует великая княгиня Мария Павловна (Младшая). Она, юной девушкой, присутствовала на одевании невесты – великой княгини Елены Владимировны в 1902 г.: «Перед бракосочетанием нас отвели в комнату, где с надлежащими церемониями одевали невесту, и, согласно старому русскому обычаю, я незаметно положила золотую монетку в ее туфельку».

бывшая немецкая принцесса , а после замужества Великая княгиня Елизавета Федоровна

Примечательно, что Николай I, Александр III и Николай II после церемонии бракосочетания в Зимнем дворце и визита в Казанский собор к чудотворной иконе отправлялись в Аничков дворец. Во дворце новобрачных встречали родители и отводили их «во внутренние покои». Там молодую ожидала камер-фрау императрицы, которая по должности отвечала за сохранность коронных бриллиантов, «для принятия драгоценностей и исполнения обычного ночного туалета».

Надо заметить, что служанки, привезенные немецкими невестами в Россию, буквально шалели от вида коронных бриллиантов. Так, одна из таких служанок, снимавшая бриллианты в 1841 г. с будущей императрицы Марии Александровны, вспоминала впоследствии: «Мне пришлось снимать с ее головы и шеи драгоценнейшие бриллиантовые уборы, какие я видела в первый раз в жизни. На принцессе был голубого цвета шлейф, весь вышитый серебром, а вместо пуговиц были нашиты бриллианты с рубинами; повязка темно-малинового бархата, обшитая бриллиантами; с головы спадала вышитая серебром вуаль…»

На другой день после обряда бракосочетания приходил черед другой традиции – свадебного подарка молодого мужа своей жене. Этот подарок тоже входил в число коронных драгоценностей, передававшихся по наследству. Так, в октябре 1866 г. будущий Александр III подарил своей «августейшей супруге брошку-севинье, украшенную изумрудами, сапфиром, топазами и брильянтами. В 1-м изумруде 56 карат, во 2-м 35 карат, в сапфире 12 карат, два топаза розового цвета, брильянтов 53, двойных брильянтов 74, простых 81, роз 370. Брошка эта, оцененная в 1864 г. в 17 785 руб., согласно завещанию Императрицы Марии Федоровны, подаренная ныне благополучно царствующим Государем Императором Императрице Марии Александровне, на другой день бракосочетания Их Величеств, должна на будущие времена служить для подобного подарка от цесаревича… его августейшей супруге».

Ссылка на основную публикацию