Великое таинство венчания

Таинство Венчания

Венчание – не просто прекрасный красивый обряд или древняя традиция. Венчание – это великое церковное Таинство, через которое супруги получают благодать Божию, когда Сам Господь незримо соединяет их в одно целое, в единую плоть, и потому в духовном смысле венчаный брак должен для каждого из супругов становиться жизнью во Христе.

Что такое Таинство Венчания?

Венчание, или Таинство брака, является одним из семи главных Таинств Православной Церкви. Жених и невеста, соединенные любовью и взаимным согласием, при свободном перед священником и Церковью обещании супружеской верности в Таинстве Венчания получают благодать Божию, освящающую их брачный союз в образе союза Христа с Церковью, для супружеского счастья, для благословенного рождения и христианского воспитания детей. Через эту благодать «брак становится честен и ложе супружеское непорочно» (Евр. 13, 4).

Таинство Венчания – самое древнее из церковных Таинств. Обычно установление Таинства Брака связывают с посещением Господом Иисусом Христом брачного пира в Кане Галилейской, где Он совершил Свое первое чудо. Однако древние Святые Отцы считали, что Таинство Брака — это единственное Таинство, которое было установлено ещё до грехопадения человека, в Райском саду. Причем оно изначально было совершено, как благодатное Божественное священнодейство, когда Сам Бог привел жену к Адаму.

Что происходит во время Таинства Венчания?

Чин Таинства складывается из двух частей — обручения и венчания. Первая часть подводит принимающих Таинство к его второй тайносовершительной части. Обручение олицетворяет тот естественный брак, установленный Богом между Адамом и Евой, с целью деторождения. Обручение свидетельствует признание Церковью тех взаимных намерений и чувств жениха и невесты, которые они скрепляют в храме перед всеми стоящими. Святая Церковь подтверждает искренность данного ими друг другу обета своим благословением и молитвами. Последование Венчания своим молитвенно-благодатным строем полагает основание для совместной жизни в лоне Святой Церкви, под ее благодатным покровом.

К чему обязывает Таинство Венчания?

«Брак есть таинство любви» — говорит Иоанн Златоуст. Поэтому, Таинство брака, прежде всего обязывает к любви и взаимному уважению и благочестию. «Мужья, — пишет апостол Павел, — любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь…» И далее: «Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее…» (Еф 5. 25, 28-29).

«Супружество, — говорит святитель Григорий Богослов, — более привязывает к Богу, потому что имеет больше побуждений обращаться к Нему… Кто обязан заботиться о милой супруге и детях, тот рассекает более обширное море жизни, ему нужна большая помощь Божия, и он сам взаимно более любит Бога».

Поэтому, желающие венчаться должны глубоко осознать, что расторжение брака, утвержденного Богом, также как и нарушение обета верности, есть безусловный грех.

Для чего нужны свидетели?

В дореволюционной России, когда церковный брак обладал гражданской и юридической силой, венчание обязательно совершалось при поручителях- свидетелях, которые принимали участие в чинопоследовании Таинства, и подтверждали своими подписями акт браковенчания в метрической книге. В настоящее время участие свидетелей в Таинстве не является обязательным и определяется желанием жениха и невесты.

Тем не менее, обязанности поручителей при бракосочетании в своей духовной основе такие же, как у восприемников при Крещении: как крестные родители, опытные в духовной жизни, руководят крестниками в христианской жизни, так и поручители должны духовно опекать новую семью. Поэтому раньше в поручители не приглашались люди молодые, не женатые, не знакомые с супружеской жизнью. И сегодня, поручители обязательно должны быть православными, желательно церковными людьми, и относиться к Таинству Венчания с должным благоговением.

Что такое родительское благословение?

Родители молодых перед их венчанием благословляют своих детей святыми иконами. Сына — иконой Христа Спасителя, дочь — иконой Богородицы. Родители крестят этими иконами своих детей и дают поцеловать им святые образа, преподавая, таким образом, свое родительское благословение на брак.

Что может препятствовать христианскому браку?

Не благословляется брак, если один из брачующихся (и тем более оба) объявляет себя атеистом и говорит, что он пришел на венчание лишь по настоянию супруга или родителей. Не разрешается венчание, если хотя бы один из супругов некрещен и не собирается принять крещения перед Венчанием.
Венчание невозможно, если один из будущих супругов фактически состоит в браке с другим лицом. Сначала нужно расторгнуть гражданский брак, а если брак был церковный, взять разрешение архиерея на расторжение его и благословление на вступление в новый брак. При этом нужно помнить, что Церковь не допускает вступление в брак более трех раз.
Еще одно препятствие к совершению браковенчания — кровное родство жениха и невесты и родство духовное, обретенное через восприемничество при крещении, т.е. между крестными родителями, крестными и крестниками и т.д.

В какие дни не совершается Венчание?

Согласно каноническим правилам, венчание не совершается:

  • в течение всех четырех постов
  • во время Сырной седмицы (масленицы) перед Великим постом
  • на Светлой (Пасхальной) седмице после Пасхи
  • в Святки – период от Рождества Христова (7 января) до Крещения (19 января)
  • по вторникам, четвергам и субботам, а также накануне двунадесятых, великих и храмовых праздников
  • накануне и в дни Усекновения главы Иоанна Предтечи и Воздвижения Креста Господня — 10, 11, 26 и 27 сентября

Как подготовиться к Таинству Венчания?

Каждый православный христианин должен стремиться знать основы православного вероисповедания: во что верим и на Кого уповает, как минимум понимать Символ Веры и прочитать хотя бы одно Евангелие от Марка.

Таинство брака – это особое благословение Церкви вступающим в семейную жизнь. Поэтому важно приступить к нему подготовленным, собранным, чистым, чтобы оно совершилось не в осуждение, а во спасение души. Тогда семейная жизнь будет иметь прочное, незыблемое основание. И все молитвы, произнесенные в этот день в храме, принесут свои благие плоды.

Жених и невеста до брака непременно должны исповедаться и причаститься Святых Христовых Тайн, подготовившись к этим Таинствам молитвой и постом. Это можно сделать не в сам день Венчания.

Кроме этого, согласно правилам II и IV Вселенских и Лаодикийского соборов, во исполнение постановления Священного Синода № 152 от 27 декабря 2011, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия перед совершением Таинства Венчания молодоженам необходимо пройти предвенчальную катехизацию — беседы, на которых излагаются основы православного вероучения и даются ответы на наиболее часто возникающие вопросы. Смотреть >>>

Без прохождения катехизации Таинство Венчания в храмах Богородского благочиния не совершается!

Катехизаторские беседы перед Таинством Венчания проводятся еженедельно

  • Среда – 18.00 – первая беседа
  • Пятница – 18.00 – первая беседа
  • Суббота – 13.00 – вторая беседа

В день совершения Таинства Венчания необходимо иметь:

  • Венчальные иконы- Спасителя и Божией Матери
  • Венчальные свечи
  • Обручальные кольца
  • 4 носовых платка – 2 под свечи и 2 свидетелям, чтобы держать венцы
  • Подножие (белое полотенце)
  • Бутылку церковного вина — кагора
  • Свидетельство о заключении брака (или справку из ЗАГСа о предстоящей регистрации)

Фото и видеосъемка Таинства Крещения допускается по предварительному согласованию со свещенником!

Помните

  • У невесты могут быть препятствия к участию в Таинстве. В этом случае необходимо отложить совершение Таинства Венчания до окончания дней очищения.

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Богородского благочиния Нижегородской епархии обязательна

Таинство Венчания

Венчание – не просто прекрасный красивый обряд или древняя традиция. Венчание – это великое церковное Таинство, через которое супруги получают благодать Божию, когда Сам Господь незримо соединяет их в одно целое, в единую плоть, и потому в духовном смысле венчаный брак должен для каждого из супругов становиться жизнью во Христе.

Что такое Таинство Венчания?

Венчание, или Таинство брака, является одним из семи главных Таинств Православной Церкви. Жених и невеста, соединенные любовью и взаимным согласием, при свободном перед священником и Церковью обещании супружеской верности в Таинстве Венчания получают благодать Божию, освящающую их брачный союз в образе союза Христа с Церковью, для супружеского счастья, для благословенного рождения и христианского воспитания детей. Через эту благодать “брак становится честен и ложе супружеское непорочно” ( Евр. 13, 4 ).
Таинство Венчания – самое древнее из церковных Таинств. Обычно установление Таинства Брака связывают с посещением Господом Иисусом Христом брачного пира в Кане Галилейской, где Он совершил Свое первое чудо. Однако древние Святые Отцы считали, что Таинство Брака — это единственное Таинство, которое было установлено ещё до грехопадения человека, в Райском саду. Причем оно изначально было совершено, как благодатное Божественное священнодейство, когда Сам Бог привел жену к Адаму.

Что происходит во время Таинства Венчания?

Чин Таинства складывается из двух частей — обручения и венчания. Первая часть подводит принимающих Таинство к его второй тайносовершительной части. Обручение олицетворяет тот естественный брак, установленный Богом между Адамом и Евой, с целью деторождения. Обручение свидетельствует признание Церковью тех взаимных намерений и чувств жениха и невесты, которые они скрепляют в храме перед всеми стоящими. Святая Церковь подтверждает искренность данного ими друг другу обета своим благословением и молитвами. Последование Венчания своим молитвенно-благодатным строем полагает основание для совместной жизни в лоне Святой Церкви, под ее благодатным покровом.

Читать еще:  Свадебная видеосъемка

К чему обязывает Таинство Венчания?

“Брак есть таинство любви” — говорит Иоанн Златоуст. Поэтому, Таинство брака, прежде всего обязывает к любви и взаимному уважению и благочестию. “Мужья, — пишет апостол Павел, — любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь…” И далее: “Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее…” ( Еф 5. 25, 28-29 ).

“Супружество, — говорит святитель Григорий Богослов, — более привязывает к Богу, потому что имеет больше побуждений обращаться к Нему… Кто обязан заботиться о милой супруге и детях, тот рассекает более обширное море жизни, ему нужна большая помощь Божия, и он сам взаимно более любит Бога”.
Поэтому, желающие венчаться должны глубоко осознать, что расторжение брака, утвержденного Богом, также как и нарушение обета верности, есть безусловный грех.

Для чего нужны свидетели?

В дореволюционной России, когда церковный брак обладал гражданской и юридической силой, венчание обязательно совершалось при поручителях- свидетелях, которые принимали участие в чинопоследовании Таинства, и подтверждали своими подписями акт браковенчания в метрической книге. В настоящее время участие свидетелей в Таинстве не является обязательным и определяется желанием жениха и невесты.
Тем не менее, обязанности поручителей при бракосочетании в своей духовной основе такие же, как у восприемников при Крещении: как крестные родители, опытные в духовной жизни, руководят крестниками в христианской жизни, так и поручители должны духовно опекать новую семью. Поэтому раньше в поручители не приглашались люди молодые, не женатые, не знакомые с супружеской жизнью. И сегодня, поручители обязательно должны быть православными, желательно церковными людьми, и относиться к Таинству Венчания с должным благоговением.

Что такое родительское благословение?

Родители молодых перед их венчанием благословляют своих детей святыми иконами. Сына — иконой Христа Спасителя, дочь — иконой Богородицы. Родители крестят этими иконами своих детей и дают поцеловать им святые образа, преподавая, таким образом, свое родительское благословение на брак.

Что может препятствовать христианскому браку?

Не благословляется брак, если один из брачующихся (и тем более оба) объявляет себя атеистом и говорит, что он пришел на венчание лишь по настоянию супруга или родителей. Не разрешается венчание, если хотя бы один из супругов некрещен и не собирается принять крещения перед Венчанием.

Венчание невозможно, если один из будущих супругов фактически состоит в браке с другим лицом. Сначала нужно расторгнуть гражданский брак, а если брак был церковный, взять разрешение архиерея на расторжение его и благословление на вступление в новый брак. При этом нужно помнить, что Церковь не допускает вступление в брак более трех раз.

Еще одно препятствие к совершению браковенчания — кровное родство жениха и невесты и родство духовное, обретенное через восприемничество при крещении, т.е. между крестными родителями, крестными и крестниками и т.д.

В какие дни не совершается Венчание?

Согласно каноническим правилам, венчание не совершается:

  • в течение всех четырех постов
  • во время Сырной седмицы (масленицы) перед Великим постом
  • на Светлой (Пасхальной) седмице после Пасхи
  • в Святки – период от Рождества Христова (7 января) до Крещения (19 января)
  • по вторникам, четвергам и субботам, а также накануне двунадесятых, великих и храмовых праздников
  • накануне и в дни Усекновения главы Иоанна Предтечи и Воздвижения Креста Господня — 10, 11, 26 и 27 сентября.

Как подготовиться к Таинству Венчания?

Каждый православный христианин должен стремиться знать основы православного вероисповедания: во что верим и на Кого уповает, как минимум понимать Символ Веры и прочитать хотя бы одно Евангелие от Марка.

Таинство брака – это особое благословение Церкви вступающим в семейную жизнь. Поэтому важно приступить к нему подготовленным, собранным, чистым, чтобы оно совершилось не в осуждение, а во спасение души. Тогда семейная жизнь будет иметь прочное, незыблемое основание. И все молитвы, произнесенные в этот день в храме, принесут свои благие плоды.

Жених и невеста до брака непременно должны исповедаться и причаститься Святых Христовых Тайн, подготовившись к этим Таинствам молитвой и постом. Это можно сделать не в сам день Венчания.

Для совершения таинства Венчания нужно иметь:

  • Икону Спасителя.
  • Икону Божией Матери.
  • Обручальные кольца.
  • Венчальные свечи (продаются в храме).
  • Белое полотенце (рушник для постилания под ноги).

Православный Приход Святого Цесаревича Алексия г.Городовиковска

Элистинская и Калмыцкая епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан

«Храм Святого Цесаревича Алексия своим величием заставляет нас по-особому относиться к нему. Хотелось что бы строительство этого храма переживалось как общенародная стройка, как храм-памятник по всем репрессированным, по всем невинно гонимым. Пусть этот храм станет дорогим для всех жителей Калмыкии.»

Новости епархии

Таинство Венчания (Брака)

Брак для православных – это не просто некая форма общественного договора, а Таинство, дело не только человека, но и Бога. По определению Катехизиса, «при свободном пред священником и Церковью обещании женихом и невестой взаимной их супружеской верности благословляется их супружеский союз, в образ духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается им благодать чистого единодушия, к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей».

Учрежден Брак еще в Раю Самим Творцом (Быт. 2, 24). Придя на землю, Христос благословил брак в Кане Галилейской, совершив на свадьбе первое чудо – претворение воды в вино (Ин. 2, 1-11). Господь учил о том, что Бог сочетает брачующихся и потому повелевает не расторгать этого союза (Мф. 19, 5-6).

В православной семье нет ни демократии, ни тирании. Муж – образ Христа, глава семьи, защитник и руководитель жены и главный воспитатель детей. Он подотчетен Христу и должен стать религиозным лидером в семье, он один несет за все ответственность. Но жене муж должен оказывать честь как сонаследнице в благодатной жизни. Жена – образ Церкви, помощница мужа. Она должна воздавать честь своему мужу и быть послушной ему во всем, что не противоречит заповеди. Все вопросы должны решаться исходя из принципа Христовой любви.

Детей воспитывают оба супруга, с одной стороны, не давая развиваться их эгоизму, а с другой – не ломая их созданную Богом личность. С самого раннего детства им надо прививать любовь к Закону Божию.

само Само Таинство совершается в храме, вне постов, в воскресенье, понедельник, среду и пятницу. В России венчают только тех, кто уже зарегистрировал свой брак в ЗАГСе. Происходит это потому, что человек, не желающий взять на себя минимальную ответственность перед государством, и перед Богом не может быть признан ответственным. С другой же стороны, по правилам Церкви и закону Бога, недопустимо вступление в брак близких родственников, а государственная регистрация помогает избежать кровосмешения.

Тем, кто желает венчаться, необходимо предварительно исповедаться и причаститься Святых Таин. Книга церковных законов «Кормчая» требует от венчающихся знания Символа Веры, десяти Заповедей и Заповедей блаженств.

Венчание совершается днем. С собой надо принести белое полотенце, кольца, иконы Христа и Богоматери, большие свечи. Начинается Таинство с обручения, совершающегося в задней части храма. Священник благословляет новобрачных, дает им горящие свечи – как знак целомудрия вступающих в брак – и кадит, охраняя от всякого зла. Затем начинается сам чин обручения. После молитв новобрачные при помощи священника обмениваются кольцами в знак вечности их союза. Мужу достается кольцо жены, а жене – мужа.

После окончания обручения священник вводит новобрачных в центр храма, а хор поет 127-й псалом. Иерей спрашивает, есть ли взаимное согласие брачующихся. Если оно будет получено, то с прославления Царства Святой Троицы начинается само Таинство Венчания (другое название – Таинство Брака). После мирной ектеньи три молитвы низводят благословение Божие на венчающихся.

Затем наступает кульминация священнодействия: на жениха и невесту надеваются венцы –- как награда за целомудрие и указание на венцы царей и мучеников. Благословляя их, священник совершает само Таинство. Жених становиться образом Христа, а невеста – Церкви.

Читаются отрывки из Библии (Еф. 5, 20-33; Ин. 2, 1-11), объясняющие значение брака. Возглашается молитва, просящая сохранить непорочность брака.

После пения молитвы Господней муж и жена выпивают общую чашу – в образ будущей совместной жизни. А потом они трижды обходят аналой, на котором лежит Евангелие, – это образ вечности брачных обетов, которые должны укореняться в Евангелии.

Мужу и жене повелевается радоваться и исполнять волю Господа, как это делали древние патриархи и их жены, а завершает Таинство торжественное благословение новобрачных великим именем Святой Троицы.

В данном разделе представлен текст из книги «Закон Божий: введение в Православное христианство» иерея Даниила Сысоева.

Венчание (Таинство Брака) – это христианское церковное таинство освящения брака, в котором жених и невеста, будучи соединенными взаимным согласием и любовью, получают Божию благодать для супружеского счастья.

Читать еще:  Выездная регистрация: плюсы и минусы : свадьба в Москве

Во время таинства — благословляется супружеский союз по образу духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается для новобрачных благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей.

Венчание происходит при свободном обещании взаимной супружеской верности и желании совместной супружеской жизни, которое оглашается женихом и невестою перед священником и общиной Церкви.

Венчающиеся должны исповедовать христианское понимание брака как таинства, которое ведет свое начало от времен ветхозаветных.

Согласно описанию в Книге Бытия, целью брака является, во-первых, духовно-телесное единство супругов, взаимопомощь и обретение гармонии в единении и любви, а во-вторых, деторождение и воспитание детей.

Заповедь «плодитесь и размножайтесь» относится и к человеку, и к другим живым существам, но только человеку заповедано соединиться супружеской любовью в «одну плоть».
В супружестве Божие присутствие подает радостную надежду, что брачный обет сохранится не до тех пор, «пока смерть разлучит», но пока смерть не соединит окончательно, после всеобщего Воскресения — в Царствии Небесном.

Свободное и осознанное воплощение божественного замысла и идеалов брака, открывает мужу и жене путь вечного единения в одну плоть, при условии, что они не разрушат священный брачный союз страшным грехом прелюбодеяния.

Установление Богом таинства брака между мужчиной и женщиной, описано во второй главе Книги Бытия Ветхого завета:

«И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему…» (Быт. 2:18).

«И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть. И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились» (Быт. 2:21-25).

На основании текста Священного Писания, можно сделать определенный вывод, что установление института брака, как единение двух полов — мужского и женского — в одну плоть, происходит еще до грехопадения в Раю. Этот аргумент позволяет признать ошибочным суждение о том, что брак был установлен после и вследствие грехопадения.

По замыслу Божию супружество – в своем идеальном воплощении — это вечное и нерасторжимое установление, а в Новом завете божественный замысел брака раскрывает Сам Спаситель:

«И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так» (Мф. 19:3-8).

В Русской православной Церкви вопросы брака и супружества отражены в «Основах социальной концепции»:

«Различие между полами есть особый дар Творца созданным Им людям. «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1: 27).

Будучи в равной степени носителями образа Божия и человеческого достоинства, мужчина и женщина созданы для целостного единения друг с другом в любви:

«Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть» (Быт. 2:24).

Воплощая изначальную волю Господа о творении, благословенный Им супружеский союз становится средством продолжения и умножения человеческого рода:

«И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1:28).

Особенности полов не сводятся к различиям телесного устроения. Мужчина и женщина являют собой два различных образа существования в едином человечестве. Они нуждаются в общении и взаимном восполнении. Однако в падшем мире отношения полов могут извращаться, переставая быть выражением богоданной любви и вырождаясь в проявление греховного пристрастия падшего человека к своему «я».

Кроме того, в Священном Писании отмечена особая внутренняя близость семьи и Церкви, в Библии Христос говорит о Себе как о женихе (Мф. 9. 15; 25. 1-13; Лк. 12. 35-36), а Церковь изображается в качестве Его жены и невесты (Еф. 5. 24; Откр. 21. 9).

Климент Александрийский называет семью, как и Церковь, домом Господним, а святитель Иоанн Златоуст именует семью «малой церковью»:

«Скажу еще и то, что брак есть таинственное изображение Церкви».

Домашнюю церковь образуют любящие друг друга мужчина и женщина, соединенные в браке и устремленные ко Христу. Плодом их любви и общности становятся дети, рождение и воспитание которых, по православному учению, является одной из важнейших целей брака.

Принципиальное положение христианства по отношению к браку — его нерасторжимость. Церковь настаивает на пожизненной верности супругов и нерасторжимости православного брака, основываясь на словах Господа Иисуса Христа:

«Что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Мф. 19:6,9).

Развод осуждается Церковью как грех, ибо он приносит тяжкие душевные страдания как супругам, так и детям.

Единственным допустимым основанием для развода Господь назвал прелюбодеяние. Более того, по сути, прелюбодеяние не столько основание для развода, сколько уже свершившийся факт вероломного осквернения святости брака и разрушения супружеского союза мужа и жены.

В случаях разнообразных конфликтов между супругами Церковь видит свою пастырскую задачу в том, чтобы всеми присущими ей средствами (научение, молитва, участие в Таинствах) оберегать целостность брака и предотвращать развод. Но иногда, к большому сожалению, по причине греховного несовершенства супруги могут оказаться неспособными сохранить дар благодати, воспринятой ими в таинстве Брака, и уберечь единство семьи. Желая спасения грешников, Церковь дает им возможность исправления и готова после покаяния вновь допустить их к Таинствам.

Если распад брака является свершившимся фактом — особенно при раздельном проживании супругов, — а восстановление семьи не признается возможным, по пастырскому снисхождению также допускается церковный развод.

Однако следует знать, что никакого чина «расторжения брака» не существует, эта процедура является исключительно бюрократической и состоит она не в расторжении церковного брака как такового, а в разрешении от епископа на повторный церковный брак, когда повторный брак в ЗАГСе уже зарегистрирован.

Согласно каноническому праву, второй брак разрешается невиновному супругу. Лицам, первый брак которых распался и был, расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимии, наложенной в соответствии с каноническими правилами.

Резюмируя позицию Церкви по вопросу развода и второбрачия, следует отметить, что второй, и тем более третий, брак допускаются в форме крайней уступки Церкви в целях недопущения греха прелюбодеяния. Однако и второй, и третий церковный брак совершаются не по торжественному чину венчания, а по покаянному. Четвёртый и последующие браки не благословляются Церковью вообще.

Условия совершения таинства Венчания

Ввиду того, что действующее в Российской Федерации и других странах канонической территории РПЦ законодательство признаёт только гражданский (а не церковный) брак, в Русской Церкви браковенчание совершается только для пар, уже состоящих в гражданском зарегистрированном браке.

Также, согласно Основам социальной концепции, Русская Православная Церковь, настаивая на необходимости освящения венчанием брака двух православных христиан, тем не менее, признает законным браком любой официально зарегистрированный согласно законам государства брак, который имеет юридическую силу в стране проживания.

Что касается незарегистрированных сожительств с интимными отношениями, то Церковь, опираясь на божественные постановления, однозначно считает таковые блудным сожительством; а лица, пребывающие в таком сожительстве, совершают тяжкий грех блуда перед очами Господа.

Таким образом, в соответствии с древними каноническими предписаниями, Церковь не освящает венчанием браки, заключенные между православными и нехристианами, но признает данные браки в качестве законных, и не считает их блудным сожительством.

Исходя из соображений пастырской икономии, Русская Православная Церковь, как в прошлом, так и сегодня находит возможным освящение венчанием браков православных христиан с католиками, членами Древних Восточных Церквей и протестантами, исповедующими веру в Триединого Бога, при условии благословения брака в Православной Церкви и воспитания детей в православной вере. Такой же практики на протяжении последних столетий придерживаются в большинстве Православных Церквей.

Таинство брака канонически должно совершаться утром либо днем после совершения литургии.

Читать еще:  Девичник идеи проведения

Таинство Брака не совершается:

• ночью;
• по вторникам, четвергам (накануне постных дней — среды и пятницы) и в субботу (накануне малой Пасхи – дня воскресного);
• в течение всех четырёх многодневных постов;
• в святки (неделю от Рождества Христова до Богоявления);
• за неделю до (Сырная седмица) и неделю после (Светлая Пасхальная седмица) Великого поста. В Мясопустное и Сыропустное воскресенья;
• накануне двунадесятых, великих и храмовых праздников;
• накануне и в сам день Усекновения главы Иоанна Предтечи — 10 и 11 сент;
• накануне и 27 сентября (день Воздвижения Креста Господня).

Венчание не совершается накануне постных дней (и в посты) по причине того, что последующий день, в который принято устраивать праздничный стол и гуляния для гостей, являлся бы постным днем, и данное празднество являлось бы нарушением поста.

Исключения из этих правил могут быть сделаны только правящим архиереем.

Если же венчание совершено в день, когда это запрещено церковным уставом, то это не делает таинство недействительным.

Православное чинопоследование таинства Венчания

В Русской православной церкви существует два чина совершения таинства брака:

Первый чин — Последование великого венчания — когда оба или один из брачущихся лиц вступают в брак в первый раз;
Второй чин — Последование о двобрачном (Гл. 21) — когда оба венчающиеся вступают в повторный брак.

Венчание совершается священником (очень редко архиереем), причем принято, чтобы священник был из белого (немонашествующего) духовенства. В практике Православной Церкви венчание принято совершать после обручения.

Подготовка в день венчания происходит следующим образом: новобрачные приходят в храм на Божественную литургию, исповедуются, молятся и участвуют в таинстве Причащения. По окончании Божественной литургии, в храме около часа идут требы, за это время жених и невеста могут переодеться к венчанию. Также перед венчанием следует отдать священнику обручальные кольца, для того чтобы он их освятил. Родным и друзьям можно прийти непосредственно к началу Таинства.

Для венчания необходимо иметь следующие атрибуты:

• венчальные свечи;
• четыре платочка, чтобы держать свечи и венчальные венцы;
• белое полотно или полотенце;
• головной убор для невесты.

Непосредственно таинство Венчания происходит следующим образом: по обручении жених и невеста, держа зажженные свечи, входят из притвора в храм (или же от западной стены храма подходят ближе к алтарю) и становятся на белый плат, лежащий пред аналоем с крестом и Евангелием.

Священник, спросив о твердости их намерения, возглашает благословение и великую ектению, читает иерейские молитвы и затем с благословением возлагает венцы на головы жениха и невесты и трижды возглашает тайносовершительную молитву «Господи, Боже наш, славою и честию венчай я (их)».

Прежде всего, этими словами и увенчанием глав венчающихся провозглашается честь, и слава человеку как царю творения. Каждая христианская семья — есть образ малой церкви. На всю последующую жизнь, долгую и многотрудную, полную искушений, новобрачные становятся друг для друга в самом реальном смысле — царем и царицей — в этом высший смысл венцов на главах их.

Этим увенчанием выражается также честь и слава мученических венцов. Ибо путь к Царству Божиему — это свидетельство Христа, а значит, распятие в себе «ветхого человека», а именно человека преисполненного греха, эгоизма и похоти. Новобрачные обязуются перед Богом отныне непрестанно блюсти целомудрие супружества, и препятствовать возникновению всякого рода прелюбодейных помыслов, потому как грех прелюбодейства рождается в сердце.

После тайносовершительной молитвы, возглашается прокимен и читаются Апостол (Еф. 5:20-33) и Евангелие (Ин. 2:1-11), произносится ектения и поется молитва «Отче наш». Венчающиеся пьют из общей чаши вино, и затем священник трижды обводит их вокруг аналоя, в это время хор поет тропари «Исаие ликуй…», «Святии мученицы…», «Слава Тебе Христе Боже…», после чего священник снимает венцы, читает завершающие иерейские молитвы и произносит отпуст – таинство Венчания совершилось.

Венчание в церкви: все, что необходимо знать парам о таинстве

В современном обществе все больше людей стали вновь приобщаться к религии. Теперь для множества молодых пар, как когда-то для наших прабабушек и прадедушек, одним из самых значимых, эмоциональных моментов в жизни становится таинство венчания.

Венчание – одно из семи таинств христианской церкви, заключение союза перед лицом Господа, иначе говоря, церковное бракосочетание.

Одни пары венчаются непосредственно в день регистрации брака, другие лишь через некоторое время супружеской жизни, это личное право каждого.

Могут ли обвенчать пару без регистрации в ЗАГСе?

Мы с мужем часто фотографируем венчания и много общаемся с молодоженами. Иногда пары рассказывают о том, что для них очень важен день таинства, а вот регистрация в ЗАГСе — просто формальность.

Некоторые пары приходят в церковь, чтобы договориться о венчании и узнают, что сначала нужно зарегистрировать брак, поэтому решила акцентировать внимание на этом моменте.

Вас не обвенчают, если Вы не являетесь законными супругами. Церковь признает государственный брак, то есть заключенный в ЗАГСе, поэтому Вам потребуется показать свидетельство о регистрации брака.

Как выбрать дату для венчания?

Перед тем, как планировать дату таинства, следует внимательно изучить церковный календарь, ведь далеко не все дни в году пригодны для проведения обряда венчания.

В какие дни венчания в церкви не проводят?

1. Вторник, четверг и суббота — в течение всего года;
Это связано с тем, что среда и пятница — постные дни, а значит и ночи накануне также считаются постными. Воскресенье — день, посвященный Богу, поэтому не рекомендуется венчаться и в субботу.

2. Накануне двунадесятых и великих праздников, таких как Сочельник, Вербное Воскресенье, Рождество Христово, Троица;

3. На протяжении многодневных постов: Великого, Петрова, Успенского и Рождественского;

4. Во время Святок, Масленичной и Пасхальной недель ;

5. В связи со строгими однодневными постами: Усекновения главы Иоанна Крестителя и Воздвижения Креста Господня

6. За день и во время престольных храмовых праздников , в каждом храме они свои, поэтому дату нужно заранее согласовывать в выбранной церкви.

Если молодожены религиозны и посещают определенную церковь, как правило, именно ее и выбирают для проведения таинства венчания. Записаться на венчание может любой из молодоженов, но все-таки рекомендуется вместе прийти в храм за 2-3 недели до торжества, чтобы проконсультироваться со священником. Вам подскажут, как подготовиться к таинству, в том числе и духовно.

Что потребуется взять с собой на венчание?

  • Венчальные иконы — Спасителя и Божьей Матери
    Этими иконами пару благословляют во время таинства, их принято хранить, как семейные реликвии. Можно купить иконы в Храме, можно использовать родительские иконы, которые перешли по наследству, если в семье такие имеются.
  • Венчальные свечи
    Их можно приобрести в церкви заранее, также продаются декорированные свечи в свадебных магазинах.
  • Венчальные кольца
    Некоторые пары используют для обряда свои обручальные кольца, некоторые — приобретают отдельные кольца, это на выбор молодоженов.
  • Венчальный набор
    Два рушника, салфетки под венцы, салфетки под свечи и салфетки под кольца. Рушники должны быть из белой, либо светлой ткани. Первый рушник называется Венчальный, на нем молодожены стоят во время церемонии, второй — Союзный, им оборачиваются руки молодых. Салфетки под свечи защитят молодоженов от капель воска на нарядах. Салфетки под венцы нужны, чтобы с их помощью свидетели держали венцы над головами новобрачных. В некоторых храмах, их одевают на голову жениха и невесте, и держать не требуется.

День таинства

Накануне таинства жениху и невесте полагается исповедоваться и причаститься, также после полуночи рекомендуется ничего не есть, не пить, не курить и воздержаться от супружеской жизни.

Рекомендуется присутствовать и на утренней службе в день венчания, но исходя из опыта, это большая редкость, обычно пары приезжают в церковь к назначенному времени.

Молодоженам необходимо помнить следующие правила:

  • Для венчания жениху и невесте рекомендуется получить благословение родителей. В прежние времена без него не проводили таинства.
  • Церемония венчания длится от 40 минут до 1,5 часов, плюс подготовительные церемонии.
    Учитывайте это при планировании тайминга и выборе нарядов, особенно обуви для невесты.
  • Невесте рекомендуется использовать минимум декоративной косметики: легкий макияж, а также скромные украшения.
  • Голова и плечи невесты должны быть обязательно прикрыты. Закрыть плечи и голову можно с помощью фаты и определенного фасона платья, либо с помощью венчальной накидки или болеро.
  • Друзья и родственник жениха и невесты, в идеале, должны присутствовать на литургии вместе с молодоженами, либо прийти к началу церемонии венчания.
  • Все участники церемонии венчания, новобрачные и их свидетели, должны быть крещеными и иметь нательные крестики.

В этой статье я рассказала обо всех деталях подготовки, которые Вы могли не учесть.

Тем не менее, решившись на этот шаг, вам необходимо будет побеседовать со священником, который сможет все подробно рассказать и ответить на все возникшие вопросы.

Ведь венчание не просто красивая и трогательная церемония, оно носит глубокий духовный смысл для молодоженов.

Ссылка на основную публикацию